ЗАКОНЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ

Июль 25
2010

Главное, не в том, как достать, а в том, как положить.

Л. Мур

— Доктор, у меня проблема: я все забываю.

— И давно у вас эта проблема?

— Какая проблема?

ЗАКОНЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Закон значимости информации. Чем более значима информация для человека, тем прочнее она запоминается.

Среди многих проявлений этого закона обратим внимание лишь на следующее. Если, скажем, человек забыл исполнить чью-то просьбу, значит и сам попросивший не очень значим ДЛЯ ЭТОГО человека. И наоборот, если человек всегда помнит о просьбах другого человека, то это верный признак того, что тот, другой, значим для него.

Закон вовлечения в деятельность. Чем в большей мере информация включена в деятельность человека, тем прочнее она запоминается.

Большую часть того, что мы учили в школе и в институте, мы забыли. Но стоило только попрактиковаться в применении чего-либо из постигнутого, это запоминалось основательно. Люди с высшим образованием затратили невообразимое время (школа + вуз) на изучение иностранного языка. Но практически никто из них не владеет им. И лишь погружение в соответствующую языковую среду дает быстрый результат.

Закон осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, подробнее) оно сохраняется в памяти.

Это главный, фундаментальный закон памяти. Суть его можно выразить словами известного немецкого ученого и писателя Г.К. Лихтенберга: «Причина того, что люди так мало запоминают из прочитанного, заключается в том, что они слишком мало думают сами». Пользоваться этим законом —  значит максимально приблизить процессы восприятия и запоминания к процессу мышления. Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы: читая деловые бумаги, научную статью, книГу, отмечайте карандашом на полях новую идею, подчеркивайте ключевые слова, интересные мысли.

Закон интереса. Информация, вызывающая интерес или любопытство, запоминается легко,

«Чтобы переваривать знания, —  писал Анатоль Франс, —  надо поглощать их с аппетитом». Пользоваться этим законом —  значит найти пути возбуждения интереса при восприятии, а соответственно, и включения непроизвольного запоминания.

Закон объема знаний. Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается все новое, относящееся к ней.

Знания, которыми мы располагаем, можно сравнить с магнитом: чем он больше, тем с большей силой притягивает к себе кусочки железа. Специалисты обычно не жалуются на плохую память в сфере своей науки. Именно поэтому профессиональная память —  всегда сильная память.

Пользоваться этим законом —  значит найти способы активизации прошлых знаний в процессе запоминания с целью установления максимально возможного количества связей между новыми и старыми знаниями.

Закон готовности к запоминанию, или установки. Готовность к восприятию определенной информации улучшает запоминание, предвосхищает его результаты и облегчает воспроизведение.

Известно, что готовность к выполнению определенного действия (установка) определяет восприятие. Без установки запоминания иногда вовсе не происходит, а в случае неправильной установки возможности памяти значительно уменьшаются.

В понятие «установка» входит несколько элементов. Во-первых, установка – это самоприказ, команда самому себе на запоминание. Отдавая эту команду, надо четко представлять цель работы.

Однако установка может быть и непроизвольной: например, во время поездки в общественном транспорте мы читаем газету, а через некоторое время не можем вспомнить, что читали. Это сработала непроизвольная установка на времяпрепровождение. Нужно было как-то убить время, и мозг эту установку выполнил буквально. Но если нас заинтересовала какая-то статья, мы решили ее с кем-то обсудить, ситуация резко меняется. Процессы, происходящие в коре головного мозга, тут же активизируются —  происходит осмысление и запоминание информации. Лучшей установкой в этом смысле является установка на контроль. Пообещайте себе, что по окончании чтения вы перескажете материал, и результат будет намного выше, чем если бы вы заставили себя просто внимательно читать.

То же самое относится к установке на время. Другими словами, приступая к

чтению, поставьте перед собой конкретную задачу: «Этот материал надо запом

нить на возможно длительный срок» или «Я должен к ближайшему экзамену

хорошо знать прочитанное».I

Установка на запоминание, как правило, значительно улучшает работу памяти.

Закон усиления первого впечатления. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ; чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее.

Отсюда задача —  всеми средствами усилить первое впечатление от запоминаемого. Усилить впечатление можно двумя способами: рациональным и эмоциональным.

При рациональном усилении старайтесь направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить. Особенно полезно применять рациональное усиление для запоминания несловесной информации —  действий, образов, рисунков.

Кто из нас не возвращался домой с полдороги, терзаемый мыслью о невык-люченном утюге? Кто из нас не искал часами очки, сунутые второпях в самое неожиданное место? Почему мы не запоминаем такие простейшие действия? А потому, что они сделаны автоматически. Между тем достаточно усилить впечатление от такого действия, и оно запомнится. Достаточно сказать себе вслух: «Утюг (газ, свет) выключил, дверь закрыл. Очки положил в стол». Если это превратится в привычку, мы навсегда будем избавлены от мучительных поисков.

При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.

Закон одновременных впечатлений. Представления, возникающие одновременно, имеют свойство вызывать ассоциации. Этот закон приведен Аристотелем (IV в. до н.э.) в трактате «О памяти и вспоминании».

По запаху знакомых духов вспоминаются встречи с любимым человеком (об этом знаменитый рассказ ОТенри «Меблированная комната»). А индейцы племени майя в момент какого-нибудь важного для юноши события давали ему понюхать сильно пахнущее вещество, и всю жизнь, почувствовав этот запах, человек сразу же вспоминал картины важного увиденного им события. Каждый припомнит что-то подобное.

С помощью данного закона разработаны некоторые практическиерекоменда-ции. Если вам трудно вспомнить что-либо, нужно вызвать в памяти максимум одновременных впечатлений. Представления, возникающие друг за другом, вызывают при воспоминании все новые, но не предыдущие. Поэтому легко, к примеру, произнести алфавит в привычном порядке и трудно —  в обратном.

При заучивании некоего материала наизусть возможны два способа: по частям и целиком. При заучивании по частям материал, например стихотворение, разбивается на отдельные мелкие части, и каждую из них заучивают самостоятельно до полного ее запоминания, после чего начинают заучивать следующую часть и т.д. При этом в процессе воспроизведения нередко происходит забывание при переходе от одной части к следующей. Заучивание всего текста целиком лишено этого недостатка, но имеет другие. Соответствующие исследования показали, что преодолеть недостатки обоих способов можно одним из следующих приемов.

Первый прием годится при заучивании любого материала. Материал разбивается на части, фрагменты в соответствии с их сложностью. Фрагменты разделяются чертой или пустым промежутком. Материал заучивается так, что после каждого фрагмента следует сравнительно короткая пауза, после которой продолжается дальнейшее чтение подряд (от предыдущего фрагмента переход к следующему, а не возвращение к началу этого фрагмента). Промежуточные паузы обеспечивают возможность сконцентрировать внимание на каждом фрагменте.

Второй прием заключается в выделении тех мест, которые по своей трудности отличаются от других фрагментов. Эти особые фрагменты следует заучивать дсь полнительно.

Итак, если возникает необходимость заучивать какой-то материал наизусть» этот материал приблизительно одинаковой трудности, следует пользоваться способом заучивания целиком. При выраженной неоднородности материала по трудности он должен быть заучен с помощью комбинированного способа: разделения материала на фрагменты, заучивания подряд с паузами между фрагментами и затем заучивания особо трудных фрагментов.

На действии закона одновременных впечатлений основываются многие специальные приемы запоминания.

Закон ретроактивного торможения. Всякое последующее запоминание (и вообще впечатление) тормозит (ухудшает) предыдущее.

Запомните 5 букв и сразу же воспроизведите их. Это будет нетрудно. Попробуйте после этого выполнить несложную умственную работу, например перемножить 2 двузначных числа. Вспомнить после этого 5 букв будет несложно. А если, вспомнив их, вы постараетесь запомнить 5 других, то первые 5 наверняка запомнятся хуже. Отсюда следует, что лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим пытаться запомнить сходный материал для удержания в памяти. Любая информация должна отстояться.

Студентам МГУ предложили заучить 24 прилагательных, состоящих из одинакового количества слогов и имеющих ударение на одном и том же слоге. Слова были прочитаны 5 раз. Сразу после этого студентов разбили на группы. Первой предложили заучить еще один ряд прилагательных, второй —  ряд существительных, третьей —  числа, четвертой —  заняться умножением в уме, пятой —  решить алгебраическую задачу, шестой —  прочесть несколько чеховских рассказов.

Оказалось, что чем больше новый материал похож на старый, тем хуже старый помнится. Хуже всего воспроизвели его те, кто имел дело с прилагательными, получше —  с существительными, еще лучше —  те, кто занимался умножением. Из этого следует: если ученику предстоит готовить уроки по алгебре, истории и литературе, то порядок «история —  алгебра —  литература» будет намного продуктивнее порядка «история —  литература —  алгебра».

Что же произошло со студентами, которые решали алгебраическую задачу? Увы, ничего хорошего. Их результаты были почти столь же плачевны, как у тех, кто заучивал вторую партию прилагательных. Задача была трудной, студенты разволновались, и все, что ей предшествовало, у них из головы улетучилось.

Так что, воспользовавшись полученными данными, мы можем дополнить традиционные рекомендации.

Если среди домашних заданий есть такие, которые требуют заучивания, то их нужно оставлять на самый конец занятий.

Большое практическое значение имеет вопрос о длительности интервала, выдерживание которого перед работой снижает торможение до «безопасного уровня». По-видимому, 10— 15-минутный интервал, незаполненный никакой деятельностью, можно считать достаточным для профилактики торможения. Хорошо, что 10-минутные перемены в наших школах и вузах отвечают этому принципу.

Закон проактивного торможения. Всякое предыдущее запоминание тормозит (ухудшает) последующее.

Предыдущий закон торможения действует как бы «назад». Оказывается, торможение действует также и «вперед», хотя и в меньшей степени. Замечали, как трудно избавиться от привязавшейся с утра мелодии?

Действием законов торможения объясняется хорошо известный «эффект середины», проявляющийся, например, при запоминании ряда слов. Показателен результат одного из опытов, в котором группе испытуемых давалось для запоминания 20 иностранных слов.

Последнее слово запомнили все, 19-е слово запомнили 70% испытуемых, 18-е —  половина, 17-е —  40%. Это следствие отсутствия ретроактивного торможения, то есть после этих последних слов новая исходная информация не запоминалась. Несколько хуже запомнилось начало ряда: 1-е слово запомнили 45% испытуемых, 2-е —  30%. Это следствие отсутствия проактивного торможения. То есть перед этой работой сходная информация также не запоминалась.

И хуже всего запоминалась середина ряда вследствие ректроактивного (конец ряда) и проактивного (начало ряда) торможения.

Эффект края». Обоснованный выше эффект справедлив и для обмена информацией. Помните из «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семенова: «Штирлиц знал, что запоминается начало и конец разговора…». Впервые подобная зависимость установлена немецким психологом Г. Эббингаузом (1850— 1909) и подтверждена в исследованиях других психологов: из расположенных в ряд данных элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Давным-давно, еще в XIX веке, была получена экспериментальная «кривая U». Делали так: предлагали нескольким десяткам людей просмотреть на ленте (или прослушать через фонограф либо с голоса экспериментатора) длинный ряд слов или картинок, или чисел, или разнообразных значков. Затем просили повторить все, что запомнилось, и подводили итог —  подсчитывали, сколько единиц ряда люди запоминали, а сколько и какие упускали.

Когда в первый раз получили U-образную кривую, стали всячески варьировать опыты: брали людей с разными типами памяти, разного возраста, меняли экспериментаторов и т.д. Эффект подтверждался неизменно: большинством людей в большинстве случаев несравненно лучше запоминались именно начало и конец ряда, а не середина.

Именно поэтому хорошие ораторы наиболее тщательно работают над началом и концовкой выступления. Поэтому прожженные политики, добиваясь голосов избирателей, те из своих обещаний, которые не собираются выполнять, помещают в середину выступления —  их точную формулировку никто не запомнит, и потом легче избежать обвинений во лжи.

Закон незавершенного действия. Незаконченное действие запоминается прочнее и помнится дольше законченного.

Обращали ли вы внимание на то, что нерешенная задача помнится лучше, чем решенная? Это так называемый эффект Зейгарник.

В среднем запоминание незаконченного действия на 50% лучше. То есть торможение в отношении незаконченного действия менее заметно. Этот феномен впервые подробно был описан известным советским психологом Б.В. Зейгарник еще в 20-х годах XX века.

Можно предположить, что незаконченное действие сопровождается эмоциональным напряжением, которое и усиливает запоминание. Этим эмоциональным напряжением, кстати, объясняется нежелание ребенка прекращать игру по первому требованию взрослых. Он должен завершить действие, иначе это вызовет душевный дискомфорт.

При незавершенном действии не удовлетворена потребность в достижении результата. Таким образом, происходит закрепление промежуточного результата как необходимого условия продолжения деятельности. Ведь если не держать в памяти неоконченное действие, то его невозможно будет закончить.

Напротив, завершенное действие способствует забыванию. Этим объясняются такие, например, явления: студент, сдавший экзамен, ничего-не помнит уже на следующий день и т.д.

Закон эмоций. Чем больше эмоций вызывает информация, тем лучше она запоминается.

Когда в парусном флоте молодого, только что пришедшего на корабль юнгу начинали учить сложным названиям парусов и такелажа, то обычно это делал боцман, держа в руке линь —  кусок тонкой веревки с узлами. Указав на какую-нибудь снасть, боцман произносил ее название, а потом лупил юнгу по спине линем, чтобы тот лучше запомнил. Только представьте: «Это фок-стеньга-стаксель!» Удар по спине. «Запомнил ?!» Как тут не запомнишь!

Однако под действием сильных эмоций память здорового человека может давать и неожиданные сбои, при которых можно потерять память на длительное время.

Например, девушка из Сицилии в 17-летнем возрасте потеряла способность запоминать что-либо, испугавшись бомбежки в 1944 году. Десять последующих лет она пребывала в полусонном состоянии. А в 1955 году ее «вылечил» американский истребитель с авианосца, преодолевший над ее домом сверхзвуковой барьер. В тот момент, когда она услышала страшный грохот, к ней мгновенно вернулась память. Но десять лет были абсолютно вычеркнуты из ее жизни —  она их не помнила!

Практические рекомендации по улучшению запоминания

1.Не стоит чередовать однотипную умственную работу. Например, школьнику не следует учить после физики математику, а после истории —  литературу. То есть необходимо избегать в первую очередь однородных переключений. Лучший способ забыть только что заученное —  сразу вслед за этим пытаться запомнить другой, но сходный материал.

2.Перерывы, которые мы делаем во время интенсивной интеллектуальной работы, нужно заполнять максимально неинтеллектуальной деятельностью (прогулка, физические упражнения).

Доводилось видеть, как работники проектно-конструкторских институтов в обеденный перерыв «режутся» в шахматы. Автор и сам большой любитель этой игры, но из предыдущего ясно, что подобный отдых помогает перезабыть то, что достигнуто накануне. Намного грамотнее действуют их коллеги, которые в обеденный перерыв прыгают вокруг стола для настольного тенниса с ракеткой в руках.

Или, как часто бывает, сидишь, работаешь, устал. Ну, думаешь, газетку почитаю. Вроде бы отвлечение. Но на самом деле это другая —  пускай облегченная —  умственная работа. И она будет тормозить предыдущее запоминание.

Поэтому вместо чтения газеты, глазения в телевизор и другого неэффективного отвлечения лучше или заняться физкультурой, или просто полежать расслабившись, или помыть посуду и т.п. Кроме того, во время перерыва происходит консолидация, закрепление информации в памяти, вызванное незаконченным действием.

3.Важную информацию лучше запоминать утром, самую важную —  перед сном.

Почему? Потому что вечером будет отсутствовать самое сильное ретроактивное

торможение, а утром —  менее сильное проактивное. Конечно, здесь нужно учесть

и общее утомление за день.

Можете провести простой опыт. Возьмите два четверостишия и выучите их перед сном за 5 минут. Проверьте через 8— 10 часов утром. Два других сходных кусочка выучите за то же время утром любого дня, даже лучше в выходной —  для углубления эффекта. Проверьте через 8— 10 часов вечером. Разница в качестве воспроизведения будет примерно в 1,5 раза. Это и есть разница между силой ретро – и проактивного торможения. А если взять некую несмысловую информацию и запомнить ее механически (также утром и вечером, до первого правильного повторения), то результаты через 8 часов будут соответственно 10 и 50%.

4.Нужно учитывать, что в первые 10— 20 минут серьезной умственной работы сказывается эффект торможения от предыдущей деятельности. Мы говорим: трудно переключиться. Но часто это может быть и незаметным. Проверьте себя: что вы помните из вроде бы хорошо воспринятых первых 10— 15 страниц серьезного чтения? Если пересчитать, окажется, что многое упущено. Это нужно учитывать, и к любой интеллектуальной работе психологически готовиться заранее. В первую очередь это относится к целенаправленному формированию установок, о чем будет речь далее.

5.Избегайте по возможности отвлечений во время работы. Кто-то позвал, зазвонил телефон —  все это тормозит предыдущую деятельность. Если сразу откликнуться на эти отвлечения, потом, оказывается, очень трудно вернуться к работе. Что же делать?

Если невозможно полностью избежать таких отвлечений, попробуйте следующее. Допустим, вы читаете, и вдруг звонит телефон. Не торопитесь сразу же поднимать трубку. Пусть он прозвонит 2— Зраза, а вы в это время закрепите то, что сейчас делаете. Закончите абзац, прочитайте последнее предложение еще раз, повторите главную мысль этого отрывка вслух и т.д. А теперь беритесь за телефон. При возвращении к работе начните чтение с повторения нескольких последних абзацев.

6.При чтении старайтесь не допускать возвратных движений глаз по строке (регрессий). Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования и тем самым выключаем оперативную память. То есть, вернувшись к предыдущему, мы вытесняем из оперативной памяти то, что только что в ней было. И, кроме того, замедляем чтение.

7.Используйте эффект незаконченного действия для уменьшения торможения. Не заучивайте до конца.

.Перенесите 15— 20% работы на утро. Тогда эмоциональное напряжение, вызванное незаконченным действием, закрепит запоминание.

ЗАКОНЫ ЗАБЫВАНИЯ

Причины забывчивости. В большинстве случаев мы объясняем свою забывчивость слабостью памяти, хотя по сути дела это связано с недостатком внимания. Тот факт, что мы не можем вспомнить что-то, обычно свидетельствует

о том, что мы и не запоминали. Если мы сейчас попытаемся нарисовать любую денежную купюру, а потом сравним ее с оригиналом, то поймем, как мало запомнили деталей того предмета, который каждый день держим в руках. Мы не можем запомнить какую-либо информацию, если не обращаем на нее внимания.

Встает вопрос: если возможности нашей памяти неограниченны, то почему же мы забываем? Это объясняется влиянием нескольких факторов. Одним из видов забывания является так называемое намеренное забывание. Это понятие было развито 3. Фрейдом. Довольно часто мы не помним информацию, забыть которую в наших интересах, то есть ту, которая причиняет нам страдания.

Например, это может быть информация о каких-либо неприятных событиях. Часто жертва или свидетель особо жестокого преступления отвечает на суде: «Я не помню, что произошло потом». Такой ответ потерпевшего или свидетеля защиты не может рассматриваться исключительно как ложь, так как он может свидетельствовать о своеобразной предохранительной реакцией организма на тяжелые воспоминания, наносящие психическую травму.

Иногда мы забываем не все, а только часть фактов. Кроме того, мы склонны также искажать воспоминания. Нередко светлые периоды в жизни запоминаются лучше, чем плохие. Мы склонны преувеличивать радость и затушевывать горе. Это своего рода психологическая защита нашего внутреннего мира от травмирующих фактов.

В отдельных случаях мы искажаем воспоминания: когда в них образуются пробелы, мы склонны заполнять эти пробелы в соответствии с нашими желаниями —  мы просто вставляем в эти пробелы то, что нам кажется подходящим и соответствующим нашим желаниям.

Иногда новая информация смешивается со старой. Это происходит тогда, когда мы воспринимаем информацию, чрезвычайно похожую на ту, которая уже хранится в нашей памяти. Элизабет Лофтус, психолог из Вашингтонского университета, экспериментально доказала, что люди склонны изменять хранящуюся в памяти информацию, для того чтобы обеспечить восприятие нового материала.

Есть особая категория граждан, периодически страдающих забывчивостью. Люди, злоупотребляющие алкогольными напитками, часто наутро не могут вспомнить, что было вечером. Разумеется, они забывают не все, а только то, что происходило, когда они уже порядком опьянели. Этот эффект объясняется тем, что алкоголь лишает краткосрочную память возможности воспринимать информацию и переводить ее в долгосрочную память. Влияние алкоголя зависит не от частоты его принятия, а от количества. С нашей памятью ничего не случится, если мы будем выпивать в день по бокалу вина, однако всё пойдет по-другому, если существенно увеличим норму.

Забывание, знакомое каждому, подчиняется определенным закономерностям. Каждый знает, что чем больше времени проходит от момента получения информации, тем меньше остается ее в памяти.

Получены и качественные характеристики этого процесса. По имени психолога, проведшего соответствующие фундаментальные исследования, они названы кривыми забывания Эббингауза.

В книге «Память» Ян Хантер в 1964 году рассказал историю двух британских психологов, которые незаметно записали дискуссию после одного заседания Кембриджского психологического общества. Две недели спустя они собрали вместе всех участников и попросили их записать все, что они вспомнят о дискуссии. Когда эти воспоминания были сопоставлены с записью, оказалось, что респонденты опускали около 90% специфических пунктов, которые они обсуждали. Более того, пункты, которые были перечислены, оказались лишь наполовину правильными. Респонденты вспоминали комментарии, которых не было, превращали короткие замечания е длинные монологи, а то, что едва подразумевалось, —  во вполне определенные комментарии.

Ясно, что интенсивность забывания зависит от многих факторов: от способа запоминания, количества повторений, характера материала, состояния человека, внешних обстоятельств. Одним из наиболее существенных из них является степень осмысленности запоминаемой информации. Чем более осмыслен материал, а значит, чем в большей мере использован рациональный способ запоминания, тем менее интенсивно идет забывание.

Однако во всех случаях «закон забывания» остается прежним: большая часть информации теряется в первые минуты и часы после запоминания, значит в это время ее сохранение в голове крайне ненадежно.

Для иллюстрации можно привести такую аналогию. Известно, что после травмы головы, сотрясения мозга с потерей сознания человек, очнувшись, часто не помнит ничего, что с ним происходило за час-полтора до этого (так называемое явление посттравматической ретроградной амнезии). То есть, условно говоря, свежие впечатления, новая информация столь непрочно закрепляются в памяти, что даже механические сотрясения вызывают ее «выпадение». Кривые забывания объясняют многие особенности нашей памяти. Например, мы склонны подтверждать «ухудшение» нашей памяти с возрастом таким явлением: «Я отлично помню все впечатления детства, —  говорим мы, —  но не помню, что было вчера. Значит, память слабеет».

Почему так хорошо помним мы детские впечатления? Не только потому, что ребенку действительно присуща прочная память, но и потому, что детские впечатления были сильнейшим образом эмоционально окрашены. Мысль об ухудшении памяти с возрастом приходит к нам потому, что мы осознаем процесс забывания, сравнивая объем вчерашних впечатлений с тем, что осталось от них сегодня. А сохранившиеся с детства (немногочисленные на самом деле!) мы храним, не забывая, уже много лет.

Что легче всего забывается. Есть такие виды информации, которые заведомо быстро забываются. Есть и такие условия запоминания, когда память тоже заведомо работает плохо. И если необходимые меры предосторожности не приняты, забывания не миновать. И, собственно говоря, память тут опять же ни при чем. Ведь это мы не создали необходимых условий для ее работы, не предупредили ее о грозящей опасности.

Легко забывается следующее:

1)все виды несмысловой информации, запоминаемой механически, прежде всего числа, даты, имена;

2)смысловой материал, запомненный не на основе понимания, а вследствие «зубрежки»;

3)автоматические действия, а также вся информация «одноканального» восприятия (только на слух или зрительно и т.д.);

4)информация одноразового восприятия, то есть та, к которой после ее получения больше не возвращались;

5)любые впечатления, полученные перед сильным отвлекающим воздействием;

6)материал, запоминавшийся в условиях отрицательных эмоций, спешки, стресса и т.п.;

7)впечатления, вызывающие отрицательные эмоции, то есть неприятные события, неудачи и т.д, а также ассоциирующиеся с ними.

Однако в большинстве случаев, если что-либо забыто, значит оно неправильно запоминалось. Поэтому, прежде чем сетовать на свою память, мы должны подумать: а правильно ли мы запоминали, учли ли эти объективные трудности?

Как заставить себя вспомнить необходимое

Желательно использовать следующие специальные приемы и руководствоваться известными фактами.

1. Напрягитесь! Многие вместо того, чтобы попытаться вспомнить сразу, бросаются к источникам информации —  книге, человеку, компьютеру, которые подскажут ответ. Механизм вспоминания, как и всякий орган человека, функционирует эффективно лишь тогда, когда он постоянно в работе. Путь к хранилищам памяти не должен зарастать бурьяном лени.

2.«Лобовое» припоминание малоэффективно. Пытаясь вспомнить фамилию, имя, название, мы обычно концентрируемся именно на них. О том, как можно долго и безрезультатно мучиться, красноречиво повествуется в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Специалисты рекомендуют сконцентрироваться максимум на 30 секунд. Затем повторить этот «штурм» еще пару раз с интервалом 1— 2 минуты. Если цель не достигнута, прибегайте к специальным приемам, о которых речь ниже.

3.Вспоминается лучше после определенного разгона. Попробуйте вспомнить фамилии одноклассников или коллег по предыдущей работе. Убедитесь, что процесс ускоряется. Именно поэтому, приступая к решению ряда задач, начинайте с более легких. Тогда и трудная решится быстрее. Ведь нахождение «ключа» к задаче опирается на знания, и чем больший их выбор предлагает память, тем успешнее решение. (Кстати, когда автор был школьником, то рекомендация была следующей: начинать с самого трудного. Как видим, эта рекомендация ошибочна.)

4.Все, что происходило одновременно, включается в одну группу впечатлений. К примеру, выступление певца, впервые услышанное в определенной обстановке, вызывает из памяти эту обстановку, поэтому если вам надо что-то вспомнить, переберите в памяти впечатления из соответствующих временных слоев.

Вы не можете вспомнить содержание совещания или лекции, состоявшихся месяц назад? Постарайтесь вызвать в памяти саму аудиторию, лица выступавших и слушателей. Где вы сидели, на чем писали? Как себя чувствовали? О чем думали? Какая была погода?

Этим способом часто пользуются студенты. Зрительное представление своих конспектов часто помогает вспомнить и само содержание лекции. Поэтому, кстати, легче сдавать экзамены в той аудитории, где читались лекции или проходили семинары. Один из университетов США даже накопил статистику в этой области. По многолетним наблюдениям, оценки студентов, сдававших экзамены в тех аудиториях, где у них проходили занятия, оказались выше по сравнению с оценками тех, кто сдавал в «чужих» аудиториях.

Еще одна хитрость для студентов. Приклейте на тетрадь с конспектами фотографию лектора. И читая свои записи, особенно при подготовке к экзамену, смотрите на это лицо. Тогда на самом экзамене вам будет значительно легче —  и мнемонически», и психологически.

Опытная стенографистка, испытывающая трудности с расшифровкой своей стенограммы, попытается вернуться в то помещение, где она вела запись, и восстановить там текст, сидя на своем месте.

5.Действие последовательных впечатлений. Пользоваться этим законом —  значит использовать предыдущие впечатления, чтобы вспомнить последующие. Допустим, вы вернулись домой и обнаружили, что с вами нет зонтика (очков, кошелька, сумки). В течение дня вы были во многих местах. Как вспомнить, где оставлен зонтик? Последовательно восстановите весь свой путь. Концентрируй тесь при этом на образе потерянного предмета. Представляйте, как он был у вас в руках, что вы с ним делали и т.д. В конце концов последовательные впечатления выведут вас на момент потери.

Другой пример: идешь по комнате (коридору, улице), и вдруг в голове проносится какая-то важная мысль. Но если быстро ухватить и зафиксировать ее в сознании не удалось, то мысль, говоря словами Ильфа и Петрова, вильнув хвостиком, исчезает. Однако стоит вернуться и повторить маршрут движения, потерянная было мысль появляется снова! Ее возвращают одновременные и последовательные впечатления.

6.Метод «тематического слоя». Информация в памяти хранится не только временными, но своего рода «тематическими» слоями, то есть сходный материал располагается в памяти где-то рядом, и «вытащить» потерянное могут не только

одновременные впечатления, но и содержательные ассоциации.

Допустим, вы не можете вспомнить столицу какого-то государства. Но столицы всех государств в памяти хранятся где-то в одном месте. Или по крайней мере связаны между собой некой незримой нитью. Попробуйте перебрать несколько известных вам столиц вместе с государствами, и забытая информация «всплывет».

Вы не можете вспомнить имя, которое крутится на языке? Вскрывайте тема тический слой имен. Переберите несколько мужских или соответственно женских имен, и воспоминание может прийти «само».

7.Принцип «типа работавшей памяти». При вспоминании опирайтесь на тот тип памяти, который работал при запоминании. Например, забыв, как пишется то или иное слово, мы часто доверяемся руке. Этого слова не помнит слуховая и речедвигательная память. А она и не может помнить. Запоминала-то не она. Но стоит начать писать, и рука сама выводит верное написание. Написав, смотрим на слово: похоже на правду или нет? То есть мы опираемся на те типы памяти, которые работали при запоминании, —  моторную и зрительную. Если при восприятии информации работали несколько типов памяти, последовательно привлекайте все участвовавшие в запоминании типы. Концентрируйтесь при этом отдельно на зрительных, слуховых и других впечатлениях.

8.Метод «зацепок». Намеком, зацепкой при вспоминании забытого термина, имени, названия может быть его первая буква. Ребенок, забывший какое-то слово, просит: «Ну скажи, на какую букву начинается?» И этого ему часто оказывается достаточно. Также и мы можем «спровоцировать» себя на воспоминание. Вы забыли имя или не можете отгадать слово в кроссворде? Медленно переберите в уме весь алфавит. Нередко на нужной букве память выдает требуемое.

Метод зацепок можно использовать и шире. Допустим, вы не уверены, что достаточно подробно можете вспомнить описание некоторого технического устройства. Задавайте себе «провоцирующие» вопросы: область применения, принцип действия, рабочие параметры, КПД, экономическая эффективность и т.д.

9.Метод «отключения». Допустим, перепробованы все способы, а результата

нет. Придется «обмануть» свою память. Ладно, не вспоминается —  и не надо. И заняться другим делом. Глядишь: через несколько минут «само» всплыло! Аналогичный способ можно применять при вспоминании давно и основательно забытого. Для этого выполните приведенную ниже последовательность действий:

1)в течение полминуты максимально сосредоточьтесь на вспоминании забытой информации;

2)в течение 1 — 2 минут постарайтесь вспомнить все, что так или иначе связано с ней;

3)полностью расслабьтесь и не думайте об этом в течение нескольких минут;

4)переключитесь на другую работу;

5)проделайте все то же самое через 1 — 2 часа;

6)повторяйте эту процедуру 5— 7 раз в день, в том числе перед сном, в течение 2— 3 дней.

Этот метод выводит из глубины памяти, казалось бы, давно и безвозвратно потерянное. Мы таким образом как бы выводим задачу вспоминания на верхний уровень сознания. Через наш мозг ежеминутно, особенно ночью, проходит большое количество впечатлений, представлений, ассоциаций. Таким образом мы повышаем вероятность того, что какая-нибудь «шальная» ассоциация зацепится за нужную информацию и выведет ее на поверхность сознания.

Техника вспоминания

Применяйте ее при любой возможности. Начинайте выполнение с того, что расслабьтесь и закройте глаза. Позже вы обнаружите, что можете действовать, не закрывая глаза.

Итак, вам нужно вспомнить…

…имя. Представьте зрительно этого человека, его лицо, фигуру. Восстановите первую встречу с ним как можно точнее. Вспомните, кто при этом находился. Во что он был одет, когда вы с ним познакомились? Где вы встретили его? Постарайтесь «услышать» его голос. Представьте походку. Вспомните, что он вам говорил, когда вы видели его последний раз. Где он работает, чем знаменит и т.д. Сконцентрируйтесь на этих впечатлениях. Они значительно облегчат вспоминание имени.

…телефонный номер. Его вы записывали в своей записной книжке, но книжка в данный момент не при вас. Представьте ее и человека, которому вы собираетесь звонить: он сидит у телефона и ждет вашего звонка. Теперь подойдите к своему телефону и мысленно откройте свою записную книжку там, где записано имя этого человека. При этом может в памяти всплыть номер. Если он «неясно виден», начните набирать его —  рука сама наберет нужный номер.

Если же вы недавно записали номер телефона человека, мысленно представьте себя в этой ситуации. Человек говорит вам свой номер телефона, а вы его записываете. Обратите внимание на обстановку, в которой вы находились, вид бумаги, которую использовали для записей. Затем представьте, как вы записываете номер и повторяете его про себя, когда вы его записываете. Вы четко увидите перед собой этот номер и вспомните его.

…куда вы положили предмет..Вспомните, когда вы в последний раз держали в руках этот предмет. Где вы были? Что с ним делали? Мысленно представьте, что делаете с этим предметом то же, как и тогда; когда вы закончили им пользоваться, что вы делали с ним, когда убирали его.

…дорогу. Представьте, что вы едете в машине или идете пешком, как вы это делали в действительности. Не пытайтесь восстановить в обратном порядке ваш маршрут, а начинайте с места, откуда вы отправились. Представьте, свой старт из начального пункта. Что вас окружает? Замечайте, куда вы движетесь, ищите важные ориентиры. Двигайтесь быстрее по прямым участкам дороги и внимательно смотрите по сторонам, когда поворачиваете. Продолжайте действовать таким образом, пока не достигнете пункта назначения.

…какие-либо подробности из книги или фильма. Представьте, что вы читаете книгу. Обратите внимание на ее размер, форму и фактуру. Переворачивайте страницы, пока не дойдете до нужной вам страницы. Затем мысленно «просмотрите» страницу до соответствующего параграфа и строки и «читайте».

Если вы хотите вспомнить нечто из фильма, то как можно живее представьте, что вы в кинотеатре, ощутите темноту вокруг. Опуститесь в кресло. Когда кинокадры появятся на вашем мысленном экране, живо представьте себе титры и быстро «прокрутите» фильм до того места, которое хотите вспомнить. Затем вновь замедлите «кинопроектор» до нормальной скорости и «смотрите» ту сцену, которую вы хотите увидеть подробно. Наблюдайте за действиями персонажей, как вы это делали бы в настоящем кинотеатре, и вы вновь «увидите» фильм во всех подробностях.

…ситуацию или событие. Как можно конкретнее представьте себя в данной ситуации. Обратите внимание на обстановку, здания, людей вокруг вас. Представьте, что вы режиссер фильма и что сейчас перед вами должна разыграться именно эта сцена. Вы держите в руках сценарий, и по вашему знаку актеры начинают разыгрывать сцену. Вы способны все замечать и слышать все, что они говорят. Если хотите ускорить действие в данной сцене, просто переверните страницу в своем сценарии, скажите «Вырезать!» и дайте указание актерам начать играть следующую сцену.

Когда вы будете иметь опыт вызывания в памяти нужных вам моментов при помощи данной техники, дайте волю своему творчеству, чтобы развить способность создавать мысленные образы для конструирования в памяти любых ситуаций или событий. Например, вы можете представить себя не режиссером, который ставит кинофильм по сценарию, а любознательным репортером, который делает репортаж.

Ключевой момент при восстановлении в памяти той или иной ситуации —  как можно ярче представить себя в ней. Затем используйте вашу мысленную картину или запись этой ситуации, чтобы вызвать в памяти имевший место ход событий.

Рекомендуем